Михаил Кожевников: «Учитель — это профессия, где нужно учиться каждый день»

Михаил Кожевников,
первый вице-президент группы компаний «Просвещение»
Сейчас очень много говорят о необходимости цифровой модернизации школы. Как будет меняться в связи с этим деятельность «Просвещения», которое мы знаем, прежде всего, как издательство, выпускающее учебники?

Издательская деятельность — лишь одно из направлений деятельности для группы компаний «Просвещение». Мы участвуем в создании контента и оснащения для специализированных классов предпрофессиональной подготовки: медико-биологических, инженерно-технических, робототехнических, IT-полигонов и так далее. Цель таких классов — сформировать у современных школьников интерес к потенциально привлекательным профессиям, развить компетенции, необходимые для рынка труда будущего.

На платформу Московской электронной школы (МЭШ) «Просвещение» загружает учебники федерального перечня и так называемый «атомарный контент», то есть дидактические материалы, иллюстрации и интерактивные модули для всех участников образовательного процесса.

Вы упомянули Московскую электронную школу. Как развивается этот проект? В прошлом году говорили, что все столичные школы перейдут на электронный формат, но пока в массовом порядке этого не произошло.

Нововведения в школе быстро не происходят — велика инерция среды. Тем не менее все больше и больше учителей начинают пользоваться этим ресурсом: на сегодняшний день к МЭШ есть доступ у всех педагогов и школьников города. Наша задача как компании, отвечающей за контент, — мотивировать, побуждать учителей и директоров школ к постоянной работе над собой, к развитию современных компетенций.

Как правило, дети гораздо лучше, чем педагоги, умеют использовать гаджеты или программные продукты. Чтобы повысить уровень учителей, в рамках проекта «Техносфера современной школы» для них проводят специальные курсы по информационной грамотности и применению цифровых технологий в образовании.

в цифровом мире современным детям нет равных — они там как рыба в воде

Как, на Ваш взгляд, изменятся функции школы и роль учителя в новых, «цифровых» условиях?

Функции школы достаточно консервативны — это социальный сейф, безопасное место, где дети могут развиваться, успешно между собой коммуницировать и решать задачи сообразно своему возрасту и интересам. Но если рассматривать школу как потенциал для развития общества, то ее функции быстро меняются. Сегодня школа должна предоставить возможность предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации, дать возможность выбора. Как я уже сказал, в цифровом мире современным детям нет равных — они там как рыба в воде. В мировой практике большое количество успешных стартапов реализуется ребятами в 14-15 лет. Отсюда ' популярность программ предпрофессинального образования, в той или иной мере связанных с IT.

Учитель в этом плане является важным личным примером, и он должен сам постоянно развиваться, чтобы не отстать от учеников. Он не может довольствоваться формулой «Поскольку я учу других, мне некогда учиться самому». Учитель — это профессия, где нужно развиваться каждый день. Учиться у своих учеников, у других людей, у окружающего мира, делать выводы и применять новые знания на практике. Не обязательно посещать курсы — образование бывает не только формальным. Но только учитель, обладающий социальным опытом, имеющий в голове «карту знаний», будет пользоваться у детей авторитетом.

Я вхожу в жюри Московского регионального конкурса «Учитель года» уже несколько лет и вижу, как молодеет преподавательский состав, как меняются педагоги, как улучшаются их компетенции. Все больше в школе появляется молодых ребят из ведущих технических вузов, которые становятся преподавателями математики, информатики, физики. Чтобы успешно работать в школе, нужно хорошо знать предмет, любить его, обладать знаниями за пределами совей области, любить и уважать самих учеников, быть интересным человеком. Школа сейчас очень заинтересована в привлечении именно таких преподавателей.

Самое главное — научить детей думать

Вы затронули тему предпрофессионального образования. Какие профессии будут актуальны для тех, кто сейчас учится в школе?

Чтобы формировать профильное или предпрофессиональное образование, необходимо понять, что нужно будет рынку труда через 5-10 лет, когда нынешние школьники начнут искать работу. В этом вопросе много неопределенности, но понятно, что большинство современных профессий связаны с IT. Сейчас все должны быть на ты с компьютером. Раньше достаточно было уметь писать и читать, сейчас же необходима и цифровая грамотность, а также понимание, что такое кибербезопасность.

За последние 20 лет из вузов вышло много экономистов, юристов, финансистов. Сейчас такое количество специалистов этих профилей не нужно, зато не хватает инженеров и людей с профессиональным образованием для разных отраслей промышленности. Очень популярное направление — робототехника. Будут формироваться классы астрономии, потому что все, что связано с космическими технологиями, — перспективная тема.

В Москве будет активно развиваться индустрия сервиса, все виды дизайна (промышленный, компьютерный), все, что касается проектирования, программирования. Столица будет поставщиком наиболее квалифицированных кадров, потому что здесь сосредоточены основные вузы.

Какие современные компетенции должна развивать школа?

Самое главное — научить детей думать и показать им необходимость постоянного развития. Для этого, конечно, необходимы базовые знания, любые социальные навыки формируются именно на их базе. На базовые знания будут накладываться умение работать в команде, навыки коммуникации, креативного мышления, проектная деятельность — все то, что рождается в результате конвергенции знаний. И, пожалуй, самое важное — это умение использовать полученные знания на практике, создавать дополнительную ценность для общества.

Ищете школу, вуз, колледж или курсы? Все учебные заведения — в каталоге «Учёба.ру»!